Мы учим решать нестандартные, системные, сложные задачи в области коммуникации, которые в ближайшие десятилетия будут появляться все чаще в связи с глобальными изменениями в мире.

учим решать масштабные
задачи в области
коммуникации

Почему именно российская школа коммуникации наиболее эффективна
для решения таких задач?

В России за два последних столетия человек, в значимой для сферы коммуникации части, был изучен литераторами, деятелями зрелищных искусств и учёными самым тщательным, подробным образом — более глубоко и внимательно, чем в любой другой стране мира.
Искусственный интеллект ещё не скоро сможет справиться с задачами, которые требуют глубокой рефлексии опыта отдельных людей, их групп и человечества в целом. В частности, с нетиповыми коммуникационными задачами.

По этой причине в современном образовании все больше внимания уделяется развитию эмоционального интеллекта, решению задач этического, философского характера, постановке системного и критического мышления, развитию гибкости мышления, технологиям творчества, умению ясно, убедительно и увлекательно излагать мысли и другим навыкам, которые вырастают из понимания человека и работы его внутренних механизмов.

Таким образом, главной образовательной целью коммуникаторов XXI века является всестороннее изучение человеческой природы. А в этой области максимальных высот достигла именно российская школа коммуникации.
Надежда Древаль,
идеолог Российской
школы коммуникации

Искусство и наука России подарили миру сегодняшнее понимание природы человека

Российские авторы первыми глубоко исследовали внутренний мир человека

Здесь ещё в XIX веке разглядели и в красках описали противоречивость внутреннего мира человека, его изменчивость, проанализировали причины многих его убеждений и действий (Фёдор Достоевский, Лев Толстой), скорректировали понимание его положения в мире (Александр Пушкин, Николай Гоголь), показали сложность взаимоотношений людей друг с другом и с обществом (Александр Пушкин, Антон Чехов).
Российские писатели создали новейшие представления о психологии, философии, духовном развитии человека и об эффективных способах коммуникации с читателями.

В чём именно эти авторы были первыми, мы рассказываем в статьях о них.

Российские мастера создали эффективные техники передачи сложных внутренних переживаний

Именно в России были открыты методы и приёмы «подключения» публики к ощущениям артиста, создания доверия между зрителем и актёрами, мощного влияния на мысли и чувства людей путём погружения их в переживания героя (Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Михаил Чехов).

Актёры Голливуда, Британии, других европейских и многих азиатских стран пользуются в своей работе, в основном, техниками Константина Станиславского, Михаила Чехова или их последователей.
Константин
Станиславский

Михаил
Чехов

Российские учёные-физиологи сделали крупнейшие открытия в области влияния на поведение и мышление человека

Так российские деятели искусств и науки подняли всю мировую культуру — и область коммуникации в частности — на новый уровень

Мир узнал о механизмах формирования сильных впечатлений, длящихся и сохраняющихся надолго (Иван Павлов, Алексей Ухтомский), были открыты доминанты и изучены установки, которые управляют человеком (Алексей Ухтомский, Дмитрий Узнадзе).
Открытия российских гениев значительно повлияли не только на развитие области коммуникации, но и на изменение мировой культуры, в том числе массовой. Именно с выработанными ими представлениями о людях и реальности мы живём сегодня, в XXI веке.
Алексей Ухтомский, автор учения «О доминанте», которая легла в основу «Теории стереотипов»

Как человека понимали
в Западной Европе и Азии?

В Азии и Европе в те времена человека понимали ещё не так глубоко и не в такой степени сложности, как это уже делали в России.
Для краткости несколько огрубляя, уточню: в Западной Европе человека идеализировали, считали «венцом природы», в Азии, напротив, человек виделся частью природы, в которой ему следовало «раствориться».
Поэтому в мире, как правило, признается, что современный реализм в широком смысле: понимание человека, взаимоотношений людей, устройства общества и мира в целом, — был рождён именно в России, преимущественно в России, в XIX веке.
Русская литература, а затем российские наука
и театр показали всему миру человека в его максимальной сложности, то есть,
насколько это возможно, не идеалистично или упрощённо, а в высшей степени реалистично.
Как изменился взгляд всего человечества на людей, их отношения и на мир в целом благодаря российским авторам?

Открытия российских авторов

Улучшилось понимание внутреннего мира человека
Революция в понимании
гуманизма
Человек стал пониматься не схематично, формально и упрощённо, а как сложная, противоречивая, изменяющаяся система.
Были пересмотрены многие философские, этические вопросы. Гуманизм утратил свой блеск, однозначность, триумфальность.
Это понятие усложнилось.
Понимание человека и его места в мире все ещё — сегодня,
в XXI веке — находится примерно на том же уровне,
на который его подняли российские авторы два века назад.
Новый уровень психологизма
Новое понимание связи человека с миром
Новое понимание взаимоотношений между людьми
Новые – сложные и тонкие – методы влияния на чувства и мысли людей
Эмоции, чувства и мысли людей стали отдельным объектом внимания и предметом изучения для учёных и деятелей искусств.
Появилось более реалистичное — суперактуальная тема для области коммуникации в XXI веке — понимание места человека в мире, в природе, его целей, социальных взаимоотношений, ценностей, предложения решений этических вопросов.
Эмпатия по отношению к персонажам вышла на новый уровень, что отразилось и на понимании взаимоотношений между людьми в реальном мире.
Были созданы и активно применяются до сих пор эффективные приёмы и системы методик создания впечатлений, продвижения идей и других видов воздействия на человека.

Как Эти открытия помогут
решать проблемы новой эры?

Испытывающие сегодня кризис мировые дипломатические институты, экономика, образование, искусство, политика не смогут решить свои проблемы без высочайшего качества специалистов в области коммуникации.

Мы изучаем работы наших авторов с трёх точек зрения:
  • их опыта решения масштабных задач в области коммуникации;
  • их понимания природы человека;
  • их методик воздействия на людей.

Нам важно понять, каким образом люди, используя лишь инструменты коммуникации, смогли заметно повлиять на развитие человечества.

Как Пушкин смог переработать — по сути, создать заново — русский литературный язык? Как Толстой создал целую этическую систему и распространил её на весь мир? Как Достоевский создал реалистичную, многослойную модель психики человека, которая стала ориентиром для целых поколений мировых писателей и учёных?
Что именно уловил Станиславский, что помогло ему создать величайшую систему передачи чувств? Какие открытия Павлова, Ухтомского, Узнадзе в области механизмов работы психики человека научат нас влиять на установки и стереотипы людей?

Ответы на эти вопросы позволяют нам создавать собственные методики эффективной коммуникации и решать масштабные, сложные задачи в этой области уже в новом контексте.

какие принципы помогают решать задачи высочайшего уровня ответственности?

Квалификация коммуникаторов уже сейчас не только сказывается на судьбах отдельных продуктов, эффективности работы предприятий и экономике в целом, но и в обстановке глобального напряжения прямо влияет на вопросы войны и мира.
Сегодня недостаточно готовить коммуникаторов, которые блестяще владеют инструментами и методиками. Образование таких специалистов должно начинаться с осознания ими ответственности, которая на них может лежать.
В научных открытиях, методиках и решениях российских авторов видны общие черты, свойства, основания и подходы, которые позволяют нам говорить о специфической — российской — школе коммуникации. Эти черты мы постарались формализовать и представить в нашей программе.
И отдельно мы выделяем принципы, которые помогают находить максимально эффективные решения и защищают коммуникаторов от непоправимых ошибок.
Искать истину и принимать правду во всей её сложности и неоднозначности. Стремиться обнаружить правду о природе человека, его мыслях, чувствах и мотивах. Быть честным.
Представлять правду в максимальной её полноте, в откровенной и ясной форме. Находить самую выразительную, чёткую и убедительную форму для описания обнаруженных истин. Действовать смело.
Работать со множеством изменяющихся объектов на предельно доступной глубине. Скрупулёзно исследовать внутренний мир человека, его отношения с миром и с другими людьми. Погружаться в предмет.
Честность
Смелость
Глубина

Почему сейчас в России мало блестящих решений в области коммуникации?

Сегодня разработки в области коммуникации в России в массе своей ведутся на основе западных шаблонов. Эти шаблоны хороши, но подходят они только для определенных объектов.

Западные специалисты прекрасно работают с формой: уют дома, лёгкость использования предметов, удовольствие от управления автомобилем, радость от покупки нового смартфона, гастрономические наслаждения, элегантность одежды, комфорт мебели, красота аксессуаров, нежность ароматов… Западные коммуникаторы великолепно передают ощущения, эмоции, эстетику. Но для работы с содержанием их инструментов недостаточно.
Российские специалисты могли бы стать мировыми лидерами в работе со сложными продуктами, абстрактными идеями, глубокими смыслами. Им помогли бы открытия предшественников и культурный контекст, в котором они росли и развивались, но методики российских гениев не оформлены в систему, а контекста для этого недостаточно.
Технологии обучения коммуникаторов на таком уровне не было, учиться, по большому счёту, было негде. На практике сегодня эти технологии самостоятельно изучали, освоили и используют лишь отдельные профессионалы. Чтобы это исправить, мы создали Российскую школу коммуникации.

Сегодня мы объединяем вокруг этой идеи людей, чтобы развивать российскую школу коммуникации через рост отдельных специалистов и распространить новые открытия, решения и методики на весь мир.
Как мы развиваем эти идеи?