александр сергеевич пушкин
1799–1837
Годы активного творчества
До Пушкина:
  • Россия обычно воспринималась жителями других стран как «холодный, дикий край», а не как государство с богатой, самобытной, яркой культурой.
  • Жители России соотносили себя в большей степени со своими губерниями, нежели с государством. Представление о собственной стране у них было размытым и отрывочным.
  • Русский язык являлся смесью архаичных, церковных, малопонятных слов, смешанных с просторечиями и со множеством неадаптированных иностранных заимствований. Стройностью, красотой и собственным характером он в то время не обладал.
  • Общение писателей с читателями было буквальным и, по нынешним меркам, предельно скучным: без привычной нам образности, иронии, художественности, тонкости и точности.
  • Идеи, которые доносились посредством литературы, были, на взгляд современного человека, примитивными.
  • Человеческие характеры в русской литературе были столь же примитивными и «плоскими».
В этих условиях то, что сделал Александр Пушкин, как коммуникатор, а не только как поэт и писатель, заслуживает отдельного внимания специалистов в соответствующей области.
Итак, чем именно Россия обязана Пушкину?
Пушкин создал современный русский литературный язык,
Именно на «пушкинском» русском языке мы разговариваем по сей день
Русский язык конца XVIII-начала XIX веков филологи оценивают как архаичный, преувеличенно пафосный и перегруженный заимствованиями. Пушкин смог очистить, обогатить и «приземлить» его, сделав более простым, чистым, точным и ясным.

Писатель использовал в своих произведениях элементы разговорного стиля, изменял привычные слова, адаптировал иностранные, что закрепилось в бытовой речи его читателей и в конечном итоге увеличило количество слов в языке в целом. Русский язык стал живым: естественным, эмоционально насыщенным, выразительным, динамичным и по-настоящему музыкальным благодаря разнообразной и сложной поэтической ритмике Пушкина.

Новации в языке помогли Пушкину выйти на новый, более глубокий уровень общения с аудиторией, что позволило его идеям преодолевать социальные и культурные барьеры. Александр Пушкин придал русскому языку такую степень гибкости, выразительности и элегантности, которая стала глобальным ориентиром для литераторов и других коммуникаторов во всем мире, стремящихся обновить и обогатить свои языки.
Показал уникальность и культурное богатство России
Через своё творчество Пушкин исследовал и отражал ключевые аспекты русской истории, культуры и души, способствуя формированию национальной идентичности российского народа.
Произведения Пушкина, транслирующие любовь к России, ее природе, интерес к ее истории и культуре, а также глубокое понимание русского характера, помогли писателю создать новый образ России. Старый образ дикого, непонятного, холодного, угрюмого северного края, какой виделась Россия со стороны, начал уступать место новому представлению.
Пушкин открыл другим странам культурное и природное богатство России, ее красоту, раскрыл стремление ее жителей к высоким интеллектуальным и моральным идеалам, их смелость, благородство и высоту духовного развития.
Творчество Пушкина решило и другую грандиозную коммуникационную задачу: оно «спозиционировало» Россию и самим россиянам. Произведения Пушкина способствовали формированию русской национальной идентичности через русскую культуру, историю и природу, которая сохранилась по сей день.
Достиг новой глубины изображения человека, создал героев нового типа
Сложные, многогранные личности, испытывающие разнородные внутренние конфликты были новшеством в литературе того времени
Пушкин достиг нового уровня изучения психологии человека, изучая внутренние конфликты персонажей, их мысли и переживания. Новый тип героя, которого создал Пушкин, отличался от персонажей мировой литературы предыдущего времени своей сложностью, многогранностью, противоречивостью и глубиной.

Новаторство в языке и стиле, о которых было сказано выше, помогли писателю точно выражать сложные психологические состояния своих героев и повышать к ним интерес читателей. Его герои активно ищут свой жизненный путь, часто игнорируя общественные нормы и ожидания. Это новый для того времени тип личности. Персонажи Пушкина часто задаются вопросами о смысле жизни, личном счастье и месте человека в мире.

Его герои, и это продвинуло вперед всю европейскую литературу, часто ощущают себя отчужденными от общества, его ценностей и устоев. Герои предыдущих эпох также вступали в конфликты с обществом, но их действия и раздумья чаще всего укладывались в рамки борьбы с внешними силами. Они не погружали читателя во внутренние конфликты персонажей настолько сильно и не показывали переживания личности в ситуациях ее противостояния общественным ожиданиям.

Пушкин продвинулся в сторону психологизации и усложнения литературных героев и, соответственно, продемонстрировал лучшее понимание человека по сравнению с литераторами предыдущих эпох.
Показывая внутренние конфликты героев и межличностные отношения, вывел литературу на новый уровень психологизма
Пушкин одним из первых стал показывать сложные внутренние конфликты и мотивы своих героев, что впоследствии оказало значительное влияние на развитие всей мировой литературы.
Пушкин отошел от одномерных героев, характерных для многих литературных традиций того времени, и вместо этого представил читателям полноценных личностей с их сомнениями, страстями, внутренними конфликтами, моральными дилеммами. Это усложнило и обогатило характеры персонажей, а главное, сделало их похожими на живых людей.

Пушкин создавал персонажей, обладающих широким интеллектуальным и эмоциональным диапазоном. Он исследовал как высокие идеалы: вопросы морали, свободы, предопределения и личной ответственности, — так и низменные страсти, показывая таким образом сложность человеческой психики.

В отличие от многих литературных традиций, где персонажи оставались неизменными на протяжении всего произведения, герои Пушкина испытывают значительное внутреннее развитие под воздействием обстоятельств и внутренних переживаний. И это тоже было новаторством Пушкина.
Пушкин использовал новые стилистические и ритмические структуры, чтобы привлечь и удержать внимание читателя.
Расширил коммуникативный инструментарий
Писатель успешно экспериментировал с различными формами, структурами и стилями, что позволило ему затронуть и обновить практически все направления русской литературы. Его способность мастерски владеть таким множеством форм (поэзия, проза, драматургия, критика), придавая каждой из них новое звучание, была поистине революционной. В части жанрового разнообразия Пушкин превзошел величайших предшественников: Уильяма Шекспира, Данте Алигьери и Мигеля де Сервантеса.

Разброс тем, которые поднимал поэт, также был широк: от любви, дружбы и красоты природы до вопросов истории, социальной справедливости и личной свободы. Беспрецедентное разнообразие тем и способов их подачи, в дополнение к новациям в языке, позволили Пушкину говорить с читателями одновременно на разной глубине и сделали его идеи доступными и привлекательными для людей всех социальных слоев.

Писатель смог превратить высокую литературу в по-настоящему народное искусство, обращаясь к широкой аудитории и вовлекая её в диалог. Это стало революционным достижением для русской литературы и эталоном для последующих поколений писателей.
Использовал новые способы воздействия на общественные процессы
Пушкин часто использовал свои произведения для тонкой, но острой критики общественных недостатков, власти и самодержавия.
Он поднимал темы свободы, самовыражения и борьбы личности против общественных норм и ограничений. Его способность вести диалог с властью делает его одним из первых в России публичных интеллектуалов.

Через свои произведения Пушкин затрагивал важные этические и философские вопросы, касающиеся общества, индивидуальности и морали. Он показал, как литература может способствовать социальному диалогу и стимулировать критическое мышление.
Литература в России во многом благодаря Пушкину начала играть более заметную роль в выражении общественного мнения, формировании культурных норм и формировании нравственных ориентиров.
Николай Гоголь, Федор Достоевский, Лев Толстой, Антон Чехов, Константин Станиславский, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Петр Чайковский, Михаил Глинка, Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Илья Репин, Василий Суриков…
Марсель Пруст, Поль Валери, Томас Манн, Райнер Мария Рильке, Густав Флобер, Фридрих Ницше, Гюстав Мопассан, Чарльз Диккенс, Оскар Уайльд, Франц Кафка и другие…
На каких известных деятелей культуры Александр Пушкин оказал влияние?
В России
В мире
Рекомендуем прочитать и проанализировать следующие работы Александра Пушкина:
  • Пиковая дама (1833)
  • Капитанская дочка (1836)
  • Медный всадник (1837)
  • Руслан и Людмила (1820)
  • Евгений Онегин (1823-1831)
  • Повести Белкина (1831)
Как мы развиваем эти идеи?