Антон Павлович Чехов
1860–1904
Годы активного творчества
До Чехова:

  • Пьесы, которые писались до Антона Чехова, были полны драматизма. В них показывались масштабные события, раскрывались большие, значимые идеи, рассматривались острые кризисные ситуации.
  • В произведениях для театра присутствовали все стандартные элементы соответствующих им жанров. Сюжеты были предсказуемы.
  • Идеи авторов обычно излагались прямым текстом.
  • Заложенные смыслы произведений прочитывались легко и были однозначными.
  • Сюжеты, как правило, был завершенными.
  • Характеры персонажей, как правило, были выразительными и понятными как по своей сути, так и в контекстах описываемых ситуаций.
Антон Чехов своей филигранной работой с характерами и выбором жизненных обстоятельств своих героев показал себя и как новатор-драматург, и как великий коммуникатор. Что конкретно делал Антон Чехов, что позволяет нам говорить о его достижениях в области коммуникации?
Чехов создавал и блестяще использовал эффективные приемы воздействия на зрителя
Чтобы читатель более глубоко погружался в идеи, заложенные в произведении, а затем продолжал обдумывать их, Антон Чехов, за полвека до открытия «эффекта Зейгарник» использовал прием «недосказанности». Писатель также передавал идеи не прямым текстом, а через поведение персонажей, их невербалику и подтекст, который читатель мог уловить между строк. Эти приемы удерживали внимание зрителя, усиливали его погружение в произведение и уменьшали сопротивление новым идеям, которые автор доносил столь деликатными способами.
Лучше привлекает внимание и запоминается то, что не завершено
Чехов показал, как передавать сложные идеи в драматургии
Чехов создал новую драматургию: с более естественным ходом сюжета и более живыми, настоящими, характерами персонажей. Чехов показал драму, где основное внимание зрителя приковано не к сюжету, а к внутренним конфликтам, переживаниям героев.

Драма за счет увеличения степени ее реалистичности стала воздействовать на зрителей значительно сильнее. Открытия Чехова повлияли на формирование всего драматического искусства XX века.
Он задал новые стандарты психологизма в театральных постановках
Философский и психологический подтекст Антон Чехов находил в привычных, банальных, неприметных вещах и обращал на него внимание зрителя. Чехов тонко передавал внутренние конфликты людей, знакомые большинству обычных людей, и потому находил живой отклик у публики. Тонкий психологизм произведений Чехова эмоционально «выращивал» читателей и зрителей, а также задавал миру новые стандарты качества и глубины драматических произведений.

Работа российского писателя дала толчок к развитию всего мирового театрального искусства. Она также помогла в создании систем передачи эмоций в зрелищном искусстве Константина Станиславского и Михаила Чехова, получивших грандиозную популярность и признание далеко за пределами России.
Творчество Чехова изменило русскую драматургию и оказало глобальное влияние на мировую культуру, проложив путь для многих современных театральных и кинематографических техник и подходов и показав новые возможности эффективной коммуникации со зрителями.
Константин Станиславский, Вирджиния Вулф, Джеймс Джойс, Эрнест Хемингуэй, Артур Миллер, Теннесси Уильямс, Гарольд Пинкер, Антонин Арто, Джордж Бернард Шоу, Агата Кристи, Уильям Сомерсет Моэм, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Том Стоппард, Микеланджело Антониони и другие...
На каких известных деятелей культуры Антон Чехов оказал влияние?
Рекомендуем прочитать и проанализировать следующие работы Антона Чехова:
  • Дядя Ваня (1897)
  • Человек в футляре (1898)
  • О любви (1898)
  • Дама с собачкой (1899)
  • Три сестры (1900)
  • Вишнёвый сад (1903)
  • Смерть чиновника (1883)
  • Каштанка (1887)
  • Степь (1888)
  • Дуэль (1891)
  • Палата № 6 (1892)
  • Чайка (1895)
Как мы развиваем эти идеи?