Иван Петрович Павлов
1849-1936
Годы активного творчества
До Павлова:
  • Психология и физиология не имели надежных инструментов исследований. Психологи пользовались, в основном, субъективными методами исследований: наблюдение, интроспекция, теоретическое моделирование. Проводились и эксперименты, но они также были ненадежными из-за того, что их было трудно повторить и на результаты могли существенно влиять внешние факторы.
  • Психология и физиология не были связаны.
  • Понимания «условных рефлексов» в науке не существовало.
Эксперименты Ивана Павлова значительно продвинули вперед и физиологию, и психологию, а также стали опорой для коммуникаторов-практиков. Его открытия, в частности, активно использовали в свой работе Михаил Чехов, режиссер, актер, ученик Константина Станиславского, и выдающийся российский режиссер Сергей Эйзенштейн. Чем именно открытия Павлова полезны деятелям зрелищных искусств и другим профессиональным коммуникаторам?
Иван Павлов создал научные методы для изучения психологии
Ученый использовал строгий экспериментальный метод для изучения физиологических процессов, что стало новаторским подходом в психологии и физиологии. Ученый проводил эксперименты на собаках, демонстрируя, что звонок может вызвать у них слюноотделение, даже если пищи при этом нет. На этом примере Павлов показал, как работают условные рефлексы.

Его эксперименты в области физиологии поведения были длительными и повторяемыми (т.н. «хронический эксперимент»), что позволяло ученому получать надежные данные. Для областей физиологии и психологии это стало революцией.
Павлов связал психологию с физиологией
Павлов продемонстрировал связь между внешними стимулами, внутренними физиологическими процессами и поведенческими реакциями.
Эксперименты российского ученого показали, что поведенческие реакции могут возникать в ответ на искусственно созданные стимулы. Это стало, помимо прочего, основой для развития бихевиоризма.
Павлов изучил механизмы влияния на поведение живых существ
Эксперименты Павлова показали, как ассоциации между стимулами и реакциями формируются и закрепляются. Эти знания широко разошлись и позже стали активно использоваться в нейробиологии, психологии, педагогике, маркетинге, PR, прямой рекламе, политических технологиях, спорте, социологии, корпоративном обучении, менеджменте, продажах, сервисе, играх, кино, театре, музыке, живописи, дизайне, журналистике…

Например, в рекламе часто используются условные стимулы (логотипы, звуки, слоганы) в сочетании с положительными переживаниями (радостью, удовлетворением), что при правильной реализации идеи улучшает восприятие и запоминаемость бренда. В работе с актерами режиссеры часто используют прием Михаила Чехова «психологический жест», основанный на условном рефлексе, который позволяет актерам мгновенно перевоплощаться.

«Условные рефлексы», описанные Павловым, значительно повлияли на другие важные открытия в области физиологии внимания и поведения. Одна из важнейших работ, значимая для профессиональных коммуникаторов, - «Доминанта» Алексея Ухтомского.
Открытия Павлова сделали его одним из величайших ученых-физиологов истории. В 1904 году за свои открытия он получил Нобелевскую премию.
Работы Ивана Павлова, рекомендуемые к изучению:
  • Двадцать лет опыта объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных (1923)
  • Условные рефлексы. Исследование физиологической деятельности больших полушарий головного мозга (1927)
Как мы развиваем эти идеи?