Обзор вопросов интервью

Интервью с идеологом Школы Надеждой Древаль

  • Автор книги о коррекции стереотипов по ТРИЗ «СверхЛожная задача: сломать стереотип. Как убеждать деликатно и изящно».
  • Разработчик образовательных программ для университетов РАНХиГС и НИ ТГУ:
  • С 2007 года работает в управленческом консалтинге,

Надежда Древаль,
основатель, идеолог Школы

специализируется на решении сложных задач в области коммуникации.
«Продвижение и продажи инновационной продукции», «Позиционирование и отстройка
от конкурентов», «Позиционирование и продажи высокотехнологичных продуктов».

– Российская школа коммуникации – что это?

– С одной стороны, это образовательная программа, с другой — это подход к работе в области коммуникации. Школа как направление. Набор профессиональных ценностей и определенная специализация: решение сложных и нестандартных задач в области коммуникации.

— Как вы понимаете, что такое коммуникация и зачем ей учиться?

— Я понимаю коммуникацию между людьми как их взаимодействие с целью влияния друг на друга. Многие пишут, что это просто «передача информации». Но человек не тратит ресурсы просто так. У него всегда есть цель, осознаваемая или не осознаваемая. Соответственно, люди изучают коммуникацию, чтобы получать больше ресурсов и меньше их тратить.

Здесь есть два любопытных нюанса. Один в том, что многие думают, что умеют общаться, ведь они фактически взаимодействуют с другими людьми посредством языка. Но они не фиксируют, что часто при этом не достигают своих целей или платят за желаемое слишком много.

Второй нюанс в том, что, научившись понимать людей и экологично влиять на них, можно получить положительные результаты практически во всех областях своей жизни, а не только в профессии.

– Почему она Российская? Зачем этот акцент?

– В какой-то момент я обратила внимание, что, решая сложные задачи в области коммуникации, я обращаюсь к методикам в основном российских авторов, хотя с интересом и уважением отношусь и к американским авторам, и к европейским.

Когда я стала разбираться с тем, почему так, я обнаружила много, как мне показалось, интересного и решила этим поделиться.

– Почему именно российская школа коммуникации наиболее эффективна для решения таких задач?

В России за два последних столетия человек, в значимой для сферы коммуникации части, был изучен литераторами, деятелями зрелищных искусств и учёными самым тщательным, подробным образом — более глубоко и внимательно, чем в любой другой стране мира.
— Искусственный интеллект ещё не скоро сможет справиться с задачами, которые требуют глубокой рефлексии опыта отдельных людей, их групп и человечества в целом. В частности, с нетиповыми коммуникационными задачами.

По этой причине в современном образовании все больше внимания уделяется развитию эмоционального интеллекта, решению задач этического, философского характера, постановке системного и критического мышления, развитию гибкости мышления, технологиям творчества, умению ясно, убедительно и увлекательно излагать мысли и другим навыкам, которые вырастают из понимания человека и работы его внутренних механизмов.

Таким образом, главной образовательной целью коммуникаторов XXI века является всестороннее изучение человеческой природы. А в этой области максимальных высот достигла именно российская школа коммуникации.
Школа в значении «направление», а не «учебное заведение».

— Как человека понимали
в Западной Европе и Азии?

— В Азии и Европе в те времена человека понимали ещё не так глубоко и не в такой степени сложности, как это уже делали в России.
Для краткости несколько огрубляя, уточню: в Западной Европе человека идеализировали, считали «венцом природы», в Азии, напротив, человек виделся частью природы, в которой ему следовало «раствориться».
Поэтому в мире, как правило, признается, что современный реализм в широком смысле: понимание человека, взаимоотношений людей, устройства общества и мира в целом, — был рождён именно в России — преимущественно в России — в XIX веке.
Русская литература, а затем российские наука
и театр показали всему миру человека в его максимальной сложности, то есть,
насколько это возможно, не идеалистично или упрощённо, а в высшей степени реалистично.

– В чем новизна подхода, если вы ссылаетесь на Достоевского, Станиславского, Павлова?

— Мы посмотрели под новым углом на работы российских ученых, литераторов и театральных деятелей, вдохновляющих и подталкивающих к развитию современных мастеров в области коммуникации мирового уровня и целые индустрии. В научных открытиях, методиках и решениях российских авторов мы увидели общие черты, свойства, основания и подходы, которые позволили нам говорить о специфической — российской — школе коммуникации. Эти черты мы постарались формализовать и представить вместе с лучшими методиками в виде концепции Школы и образовательных продуктов нашим коллегам и партнерам.

Сегодня мы объединяем вокруг этой идеи людей, чтобы развивать российскую школу коммуникации через рост отдельных специалистов и распространить новые открытия, решения и методики на весь мир.

– Как эти открытия помогут решать проблемы новой эры?

— Испытывающие сегодня кризис мировые дипломатические институты, экономика, образование, искусство, политика не смогут решить свои проблемы без высочайшего качества специалистов в области коммуникации.

Мы изучаем работы наших авторов с трёх точек зрения:
  • их опыта решения масштабных задач в области коммуникации;
  • их понимания природы человека;
  • их методик воздействия на людей.

Нам важно понять, каким образом люди, используя лишь инструменты коммуникации, смогли заметно повлиять на развитие человечества.

Как Пушкин смог переработать — по сути, создать заново — русский литературный язык? Как Толстой создал целую этическую систему и распространил её на весь мир? Как Достоевский создал реалистичную, многослойную модель психики человека, которая стала ориентиром для целых поколений мировых писателей и учёных?
Что именно уловил Станиславский, что помогло ему создать величайшую систему передачи чувств? Какие открытия Павлова, Ухтомского, Узнадзе в области механизмов работы психики человека научат нас влиять на установки и стереотипы людей?

Ответы на эти вопросы позволяют нам создавать собственные методики эффективной коммуникации и решать масштабные, сложные задачи в этой области уже в новом контексте.

– Как появилась учебная программа?

– Из идеи выросла программа обучения. У меня есть курсы для университетов, книга по коррекции стереотипов, список литературы и задания для учеников, которые обращаются в частном порядке. Я решила все это объединить, доработать и создать программу обучения в оптимальной, по моему мнению, форме.

Она отличается и от университетских стандартов, и от распространенных видеокурсов экспертов на платформах и сайтах. Это курс, который я бы предложила себе самой, если бы могла переместиться в прошлое. Думаю, с его помощью я бы  дошла до своего сегодняшнего профессионального уровня намного быстрее, несмотря на то, что в жизни и в профессии мне очень везло с учителями.

– Сколько человек работает над проектом?

Как концепция, идея «Российской школы коммуникации» моя личная, но обсуждала и дорабатывала я ее с коллегами из областей лингвистики, театрального искусства, психологии, маркетинга и другими специалистами, которые мне помогали корректно выразить идею и подобрать подходящие примеры. А над образовательным проектом «Школа коммуникации» я работаю с командой специалистов в области создания образовательных продуктов. Плюс, конечно, преподаватели, курсы которых на нашей платформе будут появляться.

— В чем отличия вашего курса «Коммуникация» от видеокурсов других экспертов?

– Первое. Большой объем самостоятельной работы. Если вы не готовы много читать, много думать, выполнять местами достаточно скучные упражнения, то я вас буду отговаривать от обучения в нашей Школе коммуникации.
Второе. Мы даем не только знания, но еще и настраиваем правильную «оптику».

Обучение нацелено на то, чтобы чтение эмоций собеседника, всесторонняя оценка коммуникационных сигналов, вход в контакт с другим человеком происходили моментально, автоматически, как и выбор методик и инструментов для решения задач. Поэтому ученику нужно без затруднений оперировать большим объемом информации и иметь высокий уровень самодисциплины.

— Чем обучение у вас отличается от обучения на курсе коммуникации в магистратуре университета?

— Судя по дисциплинам, указанным в программах ВШЭ и РАНХиГСа, там готовят специалистов для конкретных позиций, для работы в определенной области. У меня другая идея.
В Школе коммуникации мы рассказываем о механизмах, которые управляют человеком, и о том, как ими пользоваться на практике. Это системный, глубокий взгляд на всю область коммуникации. Имея такую базу, выпускник сможет легко освоить любой инструмент и пользоваться им эффективнее коллег, не имеющих аналогичного образования.
Наш основной курс позволит выпускникам либо мгновенно находить ответы на вопросы, связанные с областью коммуникации, либо видеть путь к этим ответам.

– «Много чтения» и «самодисциплина» — плохая реклама курса

Мы не делаем «edutainment», не пытаемся заинтересовать всех подряд, потому что это некоммерческий проект. Нам важно, чтобы востребованные специалисты, наставники, не тратили время на тех, кто не будет вовлечен. Иначе проект не будет двигаться к своим целям.
– Смотря для кого. Да, многих сегодня это оттолкнет. И хорошо. Это фильтр. Как и цена.

Впрочем, ничего страшнее чтения и заданий, требующих усидчивости, в курсе нет. По нагрузке это сопоставимо с магистратурой университета из топ-10 в РФ, например. Не более. Зато благодаря глубокому погружению ученики могут рассчитывать на достаточно быстрый результат.
Потому есть и вступительные экзамены. Вы можете принести любое количество денег, но если тесты и собеседование вы не пройдете, если качественное эссе не напишете, то мы сможем предложить вам только программу самообучения, без поддержки наставника.

– На кого ориентировано обучение? Кто ваши ученики?

— По существу, это исследователи. Те, кто хочет понимать, а не зазубривать. Кто вникает в суть, а не слепо следует инструкциям. Кто любит если не изобретать, то хотя бы разбирать и понимать логику, устройство механизмов. Люди с познавательно-созидательным мышлением, я бы так их назвала.

По сфере деятельности это, скорее всего, будут руководители или те, кто планирует управлять системами или частями систем, где большую роль играет человеческий фактор. От очевидных: продаж, переговоров, маркетинга, пиара, диджитала и оффлайн-рекламы, — до разработок сложных IT-продуктов и международных отношений.

По области интересов это те, кто хочет «читать» состояние людей, их мысли, уметь предсказывать их поведение и создавать у них впечатление, рождать у них чувства, направлять их мысли.

– Какая подготовка, какие качества должны быть у тех, кто к вам поступает?

– Логическое мышление. Системное мышление. Развитая речь. Грамотность. Эмпатия. Самодисциплина.
Три экзамена: логика, эссе, собеседование.

– Как вы выбирали дисциплины для курса?

– Есть определенные вещи, которые должен понимать коммуникатор. И эти вещи касаются человека как живого существа и мира, который его окружает. Потому что вся коммуникация – это контекст, сигнал, источник и объект воздействия, он же — «целевой клиент». Их мы в разных разрезах и изучаем.
Идем постепенно из надсистемы к микроуровням, все дисциплины переплетая друг с другом. Но они изучаются не полностью, а именно в части, связанной с областью коммуникации. Невозможно за пару лет изучить всю мировую историю, литературу, биологию, кинематограф, живопись, музыку… Но можно понять, как их изучать и на что при этом коммуникатору важно обращать внимание.
Мы рассказываем главное и показываем, куда можно двигаться дальше после окончания обучения у нас. В этом смысле мы полезны и опытным коммуникаторам, которые хотят нового витка в профессиональном развитии. Они могут увидеть новые возможности для роста.

— Какие свойства, навыки и знания вы считаете наиболее важными для современных специалистов по коммуникации?

— Управление собственным вниманием; качественное мышление; развитая речь; умение видеть главное, быстро выхватывать суть.
Уважение к другим людям, умение сопереживать им.
Гибкость. Смелость. Усидчивость. Честность. Готовность брать на себя ответственность.

– Как гибкость, смелость и честность связаны с профессией коммуникатора?

– Гибкость нужна, чтобы видеть ситуации с разных углов, чтобы быстро переключаться, чтобы понимать собеседника. Смелость позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за внимание и оказывать сильное воздействие на целевых клиентов.
Честность позволяет крепко стоять на земле, дает устойчивость личности. Такой человек может вести за собой, потому что коммуникация — это не просто общение. Это главным образом влияние. Отсюда и значимость ответственности.

— Как в условиях увеличения скорости принятия решений в XXI веке можно говорить об особой глубине?

— Да, у нас есть такой принцип: глубина и тщательность. Но это ни в коем случае не про долгое изучение всего подряд и тонны бесполезных бумажных отчетов. В реальной жизни на это времени действительно нет. Чем быстрее развиваются технологии, тем времени на поиск и принятие решений будет меньше. Становится все более важна точность.

Мы знаем, где искать информацию и как ее быстро собирать. При этом мы получаем достаточно необходимых данных. Кроме того, наши данные понятны обычному человеку и, насколько это позволяет реальность, правдивы. То есть этим методам можно доверять, в отличие от многих других распространенных способов сбора и анализа данных.

– Например? Какие методы вы считаете ненадежными?

– В России и на Западе до сих пор популярен такой метод, как фокус-группы. Результаты таких исследований сильно зависят от когнитивных искажений и добросовестности исследователей. При этом у заказчика не всегда есть возможность их проконтролировать.

Отсутствие контроля — это соблазн для исполнителя удешевить, упростить исследование, получив больше прибыли. В итоге, неверные данные или неверная их интерпретация рождают неверные управленческие решения с негативными последствиями для бизнеса.

– Какие карьерные возможности открываются перед выпускниками вашей школы?

— Честно говоря, перед людьми такой квалификации вопрос о карьере не стоит. Потому что любое продвижение в любом сообществе, в любой структуре — это вопрос решения нескольких коммуникационных задач. Например, проведения серии успешных переговоров.
Более сложными вопросами становятся: а чего я хочу от жизни? как выбрать цель, которая будет интересна?

– А теперь выглядит как-то уж слишком чудесно…

Специалистов в этой области почти нет. Этому только начинают учить. Задач уже много, а профессия только формируется.

Как следствие, оплата высококлассным специалистам здесь достаточно высокая. И задач еще долго будет больше, чем профессионалов.

Дополнительная прелесть в том, что, пользуясь теми же знаниями, можно решать свои собственные коммуникационные задачи. В частности, двигаться по карьерной лестнице, если она вас все еще будет интересовать.
– Чудесно, да. Ты можешь сам себе построить социальный лифт и в нем подняться довольно высоко. Но необходимы природные данные и базовое образование, отсюда фильтр на входе. То есть эта дорога доступна не всем.

Если же у человека развиты логика, речь, эмпатия, есть усидчивость, то более глубокое изучение области коммуникации может ему помочь в достижении социального успеха.
Коммуникация может быть и приложением к любой другой профессии, где имеет значение эффективное взаимодействие с людьми. И благодаря такому образованию можно намного быстрее в ней расти.

– Почему сейчас в России мало блестящих решений в области коммуникации?

– Сегодня разработки в области коммуникации в России в массе своей ведутся на основе западных шаблонов. Некоторые из этих шаблонов могут быть хороши, но подходят они только для определенных объектов.

Западные специалисты прекрасно работают с формой: уют дома, лёгкость использования предметов, удовольствие от управления автомобилем, радость от покупки нового смартфона, гастрономические наслаждения, элегантность одежды, комфорт мебели, красота аксессуаров, нежность ароматов… Западные коммуникаторы великолепно передают ощущения, эмоции, эстетику. Но для работы с содержанием их инструментов недостаточно.
Российские специалисты могли бы стать мировыми лидерами в работе со сложными продуктами, абстрактными идеями, глубокими смыслами. Им помогли бы открытия предшественников и культурный контекст, в котором они росли и развивались, но методики российских гениев не оформлены в систему, а контекста для этого недостаточно.
Технологии обучения коммуникаторов на таком уровне не было, учиться, по большому счёту, было негде. На практике сегодня эти технологии самостоятельно изучали, освоили и используют лишь отдельные профессионалы. Чтобы это исправить, мы создали Российскую школу коммуникации.

Сегодня мы объединяем вокруг этой идеи людей, чтобы развивать российскую школу коммуникации через рост отдельных специалистов и распространить новые открытия, решения и методики на весь мир.

– Приведите примеры проблем цифровых технологий в области коммуникации

В итоге, и соцсети, и рекламодатели теряют сотни миллионов на том, что показывают рекламу не тем людям. И теряет экономика России в целом, потому что из-за неэффективной рекламы предприниматели в лучшем случае недополучают прибыль, платят меньше налогов, а в худшем — банкротятся.
— Один из наших IT-проектов — разработка альтернативных принципов таргетирования рекламы в соцсетях. Сегодня, например, соцсеть Вконтакте, судя по внешним признакам, идет по пути своего старшего «брата» и ориентируется на формальные характеристики пользователей: возраст, пол, геолокация и т. д.

Любопытно, что глава компании, которую наша соцсеть во многом копирует, говорит в интервью, что хорошего решения этой задачи их разработчики пока найти не могут. Он не доволен своей системой. То есть повторять за ними, вроде как, идея плохая… Но это никого, кажется, не смущает… Либо у Вконтакте нет специалистов соответствующего уровня.
Почему текущая логика настройки таргета не работает? Сейчас вы смотрите то, что похоже на то, что вам уже попадалось, то есть видите всего одну тему. Или вы смотрите то, что понравилось тем, кто лайкал то же, что и вы. Это лучше, чем ничего, но ошибочных демонстраций там все равно много.

Мы подходим иначе к этому, считывая мировоззрение пользователя, анализируя его убеждения и предсказывая его интересы. И, соответственно, понимая то, что стоит ему показывать в ленте и что он с большей вероятностью купит.

– Как это работает?

— Мы работаем через смыслы, а не через формальные признаки объектов. Например, мы не используем классическую западную концепцию «целевых аудиторий», она очень слабая.

Там, во-первых, неоправданно велика конкуренция за так называемые «платежеспособные группы», что ведет к неоправданно высоким ценам за показ или клик, а во-вторых, слишком многое зависит от квалификации того, кто разрабатывает гипотезы. Наш подход избавляет систему от этих минусов и значительно улучшает конверсию. Выигрывают и соцсеть, и рекламодатель, и пользователь.

– В эру AI какие специалисты в области коммуникации останутся?

Выбирать и прорабатывать образы будущего, описывать сложные идеи и представлять их в ближайшие десятилетия будут те, кто глубоко понимает человеческую природу.
— Машины уже лучше людей умеют собирать и оформлять информацию в лёгком для восприятия виде. Но принимать ключевые решения при разработке сложных коммуникационных стратегий и позиционировании инновационных продуктов люди ещё долго будут сами.
Чтобы появилось место, где такого рода знания можно получить, был сформулирован и изложен подход «Российская школа коммуникации» и создана «Школа коммуникации» как место обучения.
Как мы развиваем эти идеи?