Константин Сергеевич Станиславский
1863–1938
Годы активного творчества
До Станиславского:
  • Актеры использовали возвышенный, декламационный стиль речи, что делало их игру шаблонной и однообразной.
  • Движения актеров были неестественными.
  • Эмоции и мотивы персонажей были плохо проработаны и зачастую неправдоподобны.
Станиславский совершил революцию в театре, которая повлияла затем и на кинематограф, и, таким образом, на мировую культуру в целом. Благодаря системе Станиславского в конечном итоге люди, которым чтение было недоступно (или не интересно), стали лучше понимать чувства, мысли и мотивы — свои и других людей.
Улучшение качества коммуникации, передачи чувств и идей от актера к зрителям привело к интеллектуальному и психологическому росту — прогрессу — всего человечества.
Какие именно открытия сделали Константина Станиславского одним из величайших коммуникаторов XX века?
Станиславский разработал технологию развития эмпатии
Режиссер установил новую театральную норму, которая затем перешла и в кино: игра актеров должна быть максимально правдоподобной, близкой к «природе» человека. Константин Станиславский требовал такой степени естественности, чтобы происходящее на сцене казалось зрителю реальностью.

Для этого автор «системы» рекомендовал актерам изучать себя и других людей. Во-первых, наблюдая за другими, актеры должны были воспринимать внешнее: как те двигаются, разговаривают, взаимодействуют с предметами и друг с другом. Во-вторых, Станиславский развивал у актеров эмпатию. Понимание внутреннего мира персонажа, его мотивов и эмоций, помогало актеру создавать на сцене психологически глубокий образ.
Станиславский показал значимость физиологии, невербалики как важнейших элементов коммуникации со зрителем
Главный прием — аффективная память. Это память, основанная на аффекте: сильном ярком переживании. Повторное переживание ситуаций, вызвавших аффект, позволяло актерам погрузиться в нужное состояние. Чтобы, например, показать горе, актер вспоминал и заново переживал ситуацию, в которой сам испытывал похожие чувства: расставание, смерть близкого или другую утрату.
Аффективную память Станиславский учил развивать, сохраняя воспоминания в деталях. Так, если актер попадал в стрессовую ситуацию, он должен был анализировать свои чувства и запоминать телесные реакции. Это могли быть: тяжесть дыхания, дрожь в руках, коленях, ком в горле, головокружение, помутнение перед глазами, повышение пульса, потеря голоса и другие.
Эти воспоминания затем помогали актерам находить точные физические действия, отражающие переживания их персонажей. Станиславский уделял внимание и развитию воображения актеров, чтобы, находясь на сцене, они могли быстро переносить себя в то состояние, которое вызывает нужные эмоции.
Новое качество коммуникации помогало Станиславскому создавать многомерные характеры и доносить до зрителя сложные идеи
Актеры больше не декламировали тексты для развлечения публики. Они всем своим существом погружались в «предлагаемые обстоятельства», управляя эмоциями зрителей и ведя их к финалу, где раскрывалась главная идея пьесы.

Для того чтобы достичь такого уровня погружения, актеры работали буквально над каждым своим действием. Действия зависели от задач сцены, а задачи сцен — от сверхзадачи персонажа. «Система», таким образом, позволяла актерам не только органично выглядеть, перевоплощаясь, но и естественно переходить из одного состояния в другое, удерживаясь в рамках роли от начала и до конца спектакля.

Концентрация на сверхзадаче позволяла актерам одновременно и вовлекать зрителя в сюжет пьесы, и раскрывать сложные, противоречивые характеры персонажей, вынуждая публику сочувствовать и лучше понимать героев. Главная мысль произведения, основная идея, раскрывалась  сцена за сценой через то, как эти характеры взаимодействовали друг с другом.

Тщательный, системный подход Станиславского к репетициям, включающий такой глубокий анализ пьесы и характеров, был на тот момент уникальным. Он быстро стал эталоном для работы режиссеров всего мира и остается им по сей день.
Константин Станиславский создал систему актерской игры, которая легла в основу большинства современных методов актерской и режиссерской работы. Все методики актерской игры в мире в XX и XXI веках либо опираются на метод Станиславского напрямую, либо отталкиваются от него.
Последователи: преподаватели, наставники и режиссеры
Михаил Чехов
Всеволод Мейерхольд
Евгений Вахтангов
Мария Успенская
Ричард Болеславский
Стелла Адлер
Ли Страсберг
Михаил Чехов
Всеволод Мейерхольд
Евгений Вахтангов
Мария Успенская
Ричард Болеславский
Стелла Адлер
Ли Страсберг
Актеры:
Чарли Чаплин
Энтони Хопкинс
Мэрил Стрип
Аль Пачино
Марлон Брандо
Натали Портман
Джек Николсон
Кейт Уинслет
Роберт де Ниро
Дастин Хоффман
Тильда Суинтон
Жан-Поль Бельмондо
Жюльет Бинош
Дэниел Дэй-Льюис
Майкл Кейн
Джонни Депп
и сотни других актеров
Чарли Чаплин
Энтони Хопкинс
Мэрил Стрип
Аль Пачино
Марлон Брандо
Натали Портман
Джек Николсон
Кейт Уинслет
Роберт де Ниро
Дастин Хоффман
Тильда Суинтон
Жан-Поль Бельмондо
Жюльет Бинош
Дэниел Дэй-Льюис
Майкл Кейн
Джонни Депп
и сотни других актеров
В настоящее время все западные системы актерского мастерства так или иначе основаны на методе Станиславского, поэтому к продолжателям «системы» можно отнести любого актера, который работает над погружением в роль и стремится к реалистичности представления своих персонажей.
Основные работы:
  • Моя жизнь в искусстве (1924)
  • Работа актера над собой в творческом процессе воплощения (1936)
Как мы развиваем эти идеи?