Михаил Александрович Чехов
1891–1955
Годы активного творчества
До Михаила Чехова:
  • Актеры стремились к реалистичному воплощению жизни, что требовало глубокой проработки внутреннего мира персонажей: их переживаний, эмоций и мотиваций.
  • Работа над ролью включала глубокое понимание психологии персонажа и его внутреннего мира.
  • Актеры стремились к максимальной естественности и правдоподобности, избегая искусственности и штампов.
  • Большое внимание и время уделялось подготовке и репетициям, анализу пьес и ролей.
Михаил Чехов значительно облегчил работу актерам, сохранив верность ценностям своего учителя – Константина Сергеевича Станиславского. Для развития «системы» он использовал открытия Ивана Павлова в области физиологии. Расскажем о некоторых из них.
Михаил Чехов обогатил систему Станиславского новыми, более доступными и щадящими психику актера инструментами
В чистом виде «система» Станиславского позволяет создавать объемные, яркие и достоверные образы персонажей. Однако она подходит не всем.

Необходимость пропускать через себя большое количество сильных, зачастую негативных эмоций изнашивает нервную систему актера, который каждый день проживает эмоции, которые в обычной жизни человек испытывает редко. Михаил Чехов, работая по этой системе, получил нервное расстройство, после чего создал собственную, более щадящую систему, которая, впрочем, ценностно и идейно была основана на системе его учителя — Константина Станиславского.

В системе Станиславского актер перевоплощается в персонажа полностью, до степени смешения своей личности с личностью героя. В системе Чехова актер учится «надевать» на себя персонажей, как одежду, причем иногда буквально, ассоциируя своего героя с каким-то предметом гардероба.

Система Станиславского предлагает идти к внешней демонстрации чувств персонажа, опираясь на собственные аналогичные чувства, в то время как система Чехова дает возможность ограничиться внешними проявлениями чувств героя. Для системы Станиславского ключевым фактором является эмпатия: буквальное перенесение на себя состояния другого человека. В системе Чехова это скорее со-чувствие и со-переживание. Актер рассказывает историю персонажа, правдоподобно показывая его, но не становясь им.
Михаил Чехов находил новые способы развития мышления, фантазии актеров для повышения качества их коммуникации со зрителями
Михаил Чехов активно использовал импровизации и этюды для развития гибкости мышления актеров. Эти упражнения помогали актерам освобождаться от шаблонов и находить новые, неожиданные решения для своих ролей. Чехов включал в свою методику визуализации и медитации, которые помогали актерам концентрироваться и настраиваться на нужное эмоциональное состояние.

Согласно системе Чехова актер должен «достраивать» персонажа, быть соавтором пьесы. С помощью воображения он должен представить себе реакцию героя пьесы на те или иные события и сначала показать эту реакцию внешне, и только потом добавлять переживания, при этом сохраняя дистанцию между собой и персонажем.

Все это позволяло актерам глубже погружаться в роль, не травмируя себя и не тратя лишние ресурсы психики. Но при этом позволяло добиться доверия зрителей и качественной связи с ними.
Михаил Чехов разработал новую технику мгновенного перевоплощения актера, опираясь на недавние открытия российских ученых в области физиологии
Один из ключевых концептов Чехова – психологический жест. Эта техника основана на понимании, что внешнее действие может вызвать у человека внутреннюю эмоциональную реакцию. Психологический жест — это яркое физическое действие, которое выражает внутреннее состояние и мотивы персонажа и одновременно помогает актерам быстро и эффективно перевоплощаться.

Обычно психологический жест простой, четкий, легко запоминающийся и вызывающий эмоции у актера. Это может быть взмах руки, поворот головы, наклон корпуса или любое другое движение тела. Актер должен выбрать или разработать жест, который символически отражает суть его персонажа или его состояние в рамках конкретной сцены.
На репетициях актер должен многократно повторять жест, чтобы закрепить его в памяти и связать с соответствующими эмоциями и мыслями. Это нужно, чтобы запрограммировать автоматическую физиологическую реакцию организма актера на исполнение выбранного жеста.
Жест служит важным внутренним инструментом для актера, помогая ему входить в роль и удерживаться в ней. При этом он может быть неявным для зрителя: сжатие кулака, резкий выдох, особое движение головы, щелчок пальцами… Но он может быть и заметным: распахнутые руки, постукивание ногой, разворот корпуса…
Опираясь на те же открытия физиологов, Чехов помогал актерам входить в роль с помощью управления контекстом
Михаил Чехов видел, как атмосфера сцены влияет на внутренние переживания актеров. Он разработал методы для создания и управления атмосферой — контекстом, — что помогало актерам быстрее вживаться в роль.

Чехов показал, что на эмоциональное состояние актера можно влиять многими инструментами: яркость, контрастность и частота смены освещения; темп и высота фоновой музыки; частота и громкость других звуков; формы, цвета декораций, их количество и способ расположения…

Например, чтобы помочь актеру войти в состояние болезненного бреда, как у Родиона Раскольникова в первой части «Преступления и наказания» (этот спектакль Михаил Чехов ставил в 1940-е годы в США), можно использовать громкие, внезапно раздающиеся звуки, яркий, моргающий свет, хаотичное появление и быстрые, резкие движения актеров массовых сцен, беспорядочно движущиеся декорации и вызывающий неприятные ассоциации реквизит.
Михаил Чехов, не отказываясь от ценностей своего учителя, смог, в том числе благодаря открытиям российских физиологов, внести значительный вклад в развитие театрального искусства, предлагая актерам новые методы работы, которые стали востребованы во всем мире наряду с техниками Константина Станиславского.
Актеры, которые использовали методики Михаила Чехова в своей работе:
Мерлин Монро
Мэрилин Брандо
Клинт Иствуд
Энн Хэтэуэй
Алан Рикман
Ральф Файнс
Хелен Миррен
Дэниел Крейг
Ингрид Бергман
Бенедикт Камбербэтч
Джон Малкович
Николь Кидман
Джуд Лоу
и другие актеры, которые учились в классических актерских школах США и Британии.
Мерлин Монро
Мэрилин Брандо
Клинт Иствуд
Энн Хэтэуэй
Алан Рикман
Ральф Файнс
Хелен Миррен
Дэниел Крейг
Ингрид Бергман
Бенедикт Камбербэтч
Джон Малкович
Николь Кидман
Джуд Лоу
и другие актеры, которые учились в классических актерских школах США и Британии.
Некоторые актерские школы, где подробно изучаются методики Михаила Чехова:
Лондонская академия музыкального и драматического искусства (LAMDA) - Лондон, Великобритания
Нью-Йоркская школа кино (New York Film Academy) - Нью-Йорк
Американская академия драматического искусства (AADA) — Нью-Йорк и Лос-Анджелес
Королевская академия драматического искусства (RADA) - Лондон, Великобритания
Школа драматического искусства Эрнста Буша (Ernst Busch Academy of Dramatic Arts) - Берлин, Германия
Йельская школа драмы (Yale School of Drama) - Нью-Хейвен, Коннектикут
Университет Южной Калифорнии (USC) School of Dramatic Arts - Лос-Анджелес
Основные работы:
  • О технике актера (1932)
  • Путь актера (1928)
Как мы развиваем эти идеи?