Процесс изобретательства был в значительной степени основан на методе проб и ошибок.
Изобретатели часто полагались исключительно на свою природную креативность и интуицию, решая технические проблемы.
Методы, которые изобретатели использовали для создания новых идей и решений, были в значительной степени неформализованными и субъективными.
Генрих Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), оказал значительное влияние на область коммуникации благодаря своей методологии, которая систематически помогает решать сложные проблемы и генерировать инновационные идеи в любой области. Что именно он создал и чем его теория полезна коммуникаторам?
Генрих Альтшуллер произвел революцию в области изобретательства
ТРИЗ — это методология, основанная на изучении большого количества патентов и выявлении общих принципов, которые можно использовать для решения проблем в различных областях. Она включает в себя такие инструменты, как:
сорок изобретательских приемов,
законы развития технических систем,
алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ).
Одним из центральных элементов ТРИЗ является метод выявления и устранения противоречий. Матрица противоречий помогает находить, правильно формулировать и разрешать противоречия, из-за которых в системе возникают проблемы. Генрих Альтшуллер систематизировал процесс поиска решений, сделав его более предсказуемым и эффективным.
Изобретатель, который пользуется матрицей противоречий, может в несколько раз сократить количество гипотез — предположений о том, где искать решение задачи, — избавившись уже на начальном этапе от неверных направлений поиска и тем самым значительно повысив свою эффективность.
Генрих Альтшуллер объединил и систематизировал подходы к изобретательству
«Сорок изобретательских приемов» описывают различные подходы к решению технических и изобретательских задач. Несмотря на то, что изначально приемы были созданы для решения задач технического характера, большинство из них, как оказалось, можно адаптировать для решения проблем в области коммуникации. Об этом подробно рассказывается в книге Надежды Древаль «СверхЛожная задача: сломать стереотип».
Альтшуллер создал надежные инструменты стратегического прогнозирования
Изобретатель описал законы развития технических систем. Например, закон повышения уровня идеальности системы, закон перехода к надсистеме, закон неравномерного развития частей системы. Понимание этих и других законов позволяет прогнозировать будущие изменения в технических системах.
Последователи Альшуллера обнаружили, что те же законы описывают этапы и закономерности эволюции любых систем, имеющих ограниченные ресурсы, не только технических. В частности, коммуникаторам и управленцам они позволяют эффективно прогнозировать развитие системы и осуществлять стратегическое планирование.
Генрих Альтшуллер создал алгоритм работы изобретателя
АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач – это подробный пошаговый план работы, который в финале приводит к созданию изобретения. Появление алгоритма значительно упростило процесс поиска решений и сделало его доступным для большего числа людей.
АРИЗ включает в себя: методики анализа ситуаций; способы формулировки идеального конечного результата (ИКР); технологию выявления и разрешения противоречий; методы поиска решений и их внедрения. Он, как и законы развития технических систем, тоже был успешно адаптирован к области коммуникации.
Инновационные подходы к созданию коммуникационных стратегий, поиску локальных решений в области коммуникации и улучшения продуктов
ТРИЗ значительно повышает способность человека генерировать инновационные идеи для решения сложных задач. Это могут быть задачи как системного уровня, например, выбор стратегии развития на определенном рынке, так и задачи уровня подсистемы, например, поиск способа позиционирования продукта в конкретном контексте.
ТРИЗ активно используется рядом мировых компаний-гигантов для стимулирования инноваций и решения сложных проблем, в том числе в сфере коммуникации: Samsung, General Electric, Procter & Gamble, Siemens, Intel.
General Electric применяет ТРИЗ для решения проблем и улучшения своих инженерных и производственных процессов.
Siemens решает технические проблемы и создает разработки новых продуктов с помощью ТРИЗ. Кроме того, методы ТРИЗ компания использует в своих коммуникационных стратегиях и для улучшения взаимодействия с клиентами и партнерами.
Intel применяет ТРИЗ для улучшения инженерных процессов и разработки передовых технологий, для совершенствования корпоративных коммуникаций, разработки новых подходов к взаимодействию с клиентами и партнерами, а также для решения сложных технических и маркетинговых задач.
Компания Samsung систематически интегрировала ТРИЗ в свои инновационные процессы для разработки новых продуктов и технологий. Она широко использует систему Альтшуллера также и для оптимизации своих коммуникационных стратегий, улучшения взаимодействия с клиентами и повышения эффективности маркетинговых кампаний.
Procter & Gamble использует ТРИЗ для создания инновационных продуктов и повышения эффективности своих исследований и разработок. Система Альтшуллера помогает компании также улучшать качество внутренних и внешних коммуникаций, разрабатывать рекламные кампании и повышать эффективность взаимодействия с потребителями.
Работы Генриха Альтшуллера, рекомендуемые к изучению:
Как стать гением: жизнь по законам творческого успеха (1994)
Алгоритм изобретения (1973)
Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач (1979)